ТУР - АМБУАЗ
Ближе всех к Туру - королевский замок Амбуаз. Он начал строиться в 1492 году. В средние века замок принадлежал могущественной семье Амбуаз, а впоследствии стал резиденцией королей. В те времена его называли солёным, ибо для завершения работ королю пришлось поднять цены на соль.
Амбуаз построен в ренессансно-готическом стиле: щетинится острыми башенками, на фасадах полно завитушек и четко высеченных фигур, горгульи смотрят на город, открыв в крике каменные рты, отгоняя прочь все угрозы. Здесь похоронен Леонардо да Винчи. Здесь же в замке Кло-Люсе его музей и парк с прототипами самолёта, вертолёта, автомобиля, танка, разводного моста, парашюта. Совершенно очевидно, что гениальный Леонардо шёл намного впереди своего времени.
К печальным событиям замка относится амбуазский заговор 1560 года при 16-летнем короле Франциске II, который передал правление католикам - семейству Гизов. В результате начавшегося гонения на протестантов и раскрытия их заговора они были с особой жестокостью казнены в стенах замка Амбуаз. И лишь 12 лет спустя, в кровавую ночь святого Варфоломея протестанты взяли реванш.
Вот уж, действительно, жестокость господствовала во все времена!
Самый большой и один из самых красивых залов замка - Зал Советов. В нём проводили торжественные приёмы и праздники. Одним из самых известных был Феста дель Парадизо, когда с помощью устройства Леонардо да Винчи демонстрировалось движение небесных светил.
Внутренние помещения жилых комнат и кабинетов обставлялись с французским шиком и итальянским размахом. Здесь отчетливо видна рука художников из Фландрии. До наших дней тут сохранилось огромное количество ковров и гобеленов, привезенных с территории современной Турции. Драпировки для окон, стен и мебели поставлялись из Дамаска.
В Амбуаз мы приехали по просёлочной не платной дороге, впрочем, как и во все прочие прилегающие городки долины Луары. Но – никакой пыли или неудобств. Даже более того, пейзаж не пестрел однообразием, и мы смогли рассмотреть обычные деревенские постройки и в какой-то степени узреть хоть глазком быт обычных крестьян и просто жителей района. Дома прибранные, не ветхие, не покосившиеся. Правда, людей не было видно. Но сады и огороды видны за версту, хотя очень скромные.
Прогулка по городу среди обилия туристов, обозрение центра оставило хорошее впечатление. Узкие улочки, мощёные мостовые, приветливость встречных, а главное композиция и план улиц так и манит дальше. А рядом по всей длине река. Ну что ещё нужно для хорошего настроения!
Немного устали после замка и от впечатлений от подъёмов и спусков. Настало время обеда. Интересно, вокруг множество заведений, но все люди почему-то в одном. Мы уже опытные: тоже идём туда, где тесно. Зато, наверняка, вкусно. Как я ошибся! Мы заказали только огромный салат, который увидели за всеми соседними столиками. Мы его взяли. Всем – ничего, а я доесть не смог. Много, жирно и невкусно. Так тоже бывает. Этот случай оказался единственным за всё время путешествий.
ТУР – ШАМБОР
Долины реки Луары - красивый живописный регион, в средние века короли и знать возводили здесь свои особняки, дворцы и самые красивые замки Франции. Следующее наше посещение – это замок в Шамборе.
Шамбор является крупнейшим и самым экстраординарным из 42 замков Луары. Шедевр Ренесансса от ворот до шпилей, замок поражает своими размерами и величием. Одних только комнат в этом замке более четырехсот. Огромные комнаты, огромные коридоры и такие же лестницы. Третий этаж замка со сводчатыми потолками в свое время был главным залом, где проводились многочисленные балы. Габариты нисколько не умаляют его красоты и индивидуальности, а наоборот пленяют изяществом и гармонией. А количественные показатели просто узаконивают его величие. Восхищение от увиденного доходит до предела и закрадывается мысль о том, что такой шедевр уже просто неповторим.
Во всяком случае, после посещения Шамбора я произнёс историческую фразу, - «Думаю, что лучше мы уже ничего не увидим». И действительно, так со мной и было. Но я ещё не всё видел. И это вселяет надежду, что это не совсем так. Просто надо ещё раз приехать и пройтись иными маршрутами.
Правда, этот замок, впрочем, как и многие другие, менее знаменитые, строились не одно столетие, и всё это за счёт народа. Здесь работало до 2000 рабочих. Учитывая заболоченность этой местности, большинство из них здесь погибло. Нечто подобное произошло при постройке Исаакиевского собора в Петербурге. Наверно, это имело место и во многих других случаях. Но красота и уникальность всего созданного будет ещё не один век поражать воображение людей.
А вот то, что до сих пор остаются пробелы в истории создания замков и их архитекторах тоже поражает. Как такое могло случиться?
Шамбор строился, как и другие средневековые замки: в центре — донжон, по бокам — башни. Но во всем чувствовался размах, несопоставимый с возведением цитаделей предшествующих времен. Строительство Шамбора
завершилось только через сорок лет, и потому королю Франциску I не довелось жить в нем.
В архитектурном стиле Шамбора прихотливо соединились традиции позднего средневекового строительства и новшества, пришедшие из Италии.
Hа крыше здания возведено 365 башенок (по числу дней в году), украшенных нимфами, мифическими животными и восточным растительным орнаментом. Целый лес луковок, шпилей, фронтонов, звонниц без колоколов и люкарн образует на крыше своего рода игрушечный городок, окруженный балюстрадой. Особенно выделяется фонарь над центральной лестницей донжона, представляющий собой 4-ярусную башенку с «короной» из лепестков лилий на вершине.
Небольшой городок на крыше Шамбора был местом светского общения владельца замка и его гостей. Он имел свои улицы и маленькие площади, собиравшееся там общество могло следить за охотой, за проводимыми внизу военными парадами, праздниками и турнирами.
Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкой армией, замок занял гитлеровский генерал. В 1944 году, убегая, он в качестве «отвлекающего маневра» поджег Шамбор. Замок спасли партизаны-маки, и писатель Гастон Монмуссо, воевавший в долине Луары, словами одного из своих героев сказал: Вот замок капиталистов... Я должен был бы ненавидеть этот замок с его башенками, парадными лестницами, роскошной обивкой стен. Но нет, наоборот, я его люблю, есть в нем что-то мое...
Здесь же можно увидеть покои короля, лицезреть ложе, на котором спал Франциск I. Практически каждая комната в этом замке имеет камин.
Еще одна достопримечательность замка Шамбор – двойная винтовая лестница с двумя входами. Считается, что задумка этого архитектурного шедевра принадлежит великому Леонардо да Винчи.
На телегах из порта Сен-Дье привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника — камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.
Слово "саламандра" в переводе с греческого означает "живущая в огне". Путешествуя по фрацузским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно десятки раз встретить изображение саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I. Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля "Nurisco et extinguo" ("Я лелею и изгоняю") встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество. Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая саламандра, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми… Если саламандра дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то хлеб становится ядовитым… Упав в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…"
И завершает описание замка, окружающий его парк площадью более 5000 гектаров, что равняется площади черты города Парижа. Это самый большой огороженный лесопарк в Европе.
Таков Шамбор – замок рыцарей и фей, включенный в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Насладившись до безумия пищей духовной, мы начали поиск пищи физической. Но чувствовалось, что она нас волнует постольку, поскольку… и не более того. Мы быстро утешились, отыскав всё необходимое, обозревая на открытом воздухе окружающее затуманенным взором слегка умалишённых.
Нас ждала наша машина, нетерпеливо подбивая на новые впечатления.
Мы отправились в направлении к Блуа, этому миниатюрному городку, подарившему нам ощущения восторга и вдохновения.