Обзор печати
Подоплека ультиматума
Сотни ракет обрушились с прошлого понедельника на Израиль из сектора Газы. Израильские ВВС наносят ответные удары по военным объектам ХАМАСа и «Исламского джихада» в секторе. Очередной виток вооруженного противостояния продолжается, и неизвестно, когда, как и чем он кончится. Те, кто знакомы с ситуацией в этой части мира понаслышке, сочтут эту новость рутинной: ну, опять евреи с арабами выясняют отношения, мутузя друг друга, - так они там живут. Но это не соответствует действительности.
Нынешняя эскалация развивалась в результате длинной цепи обстоятельств, лишь очень частично связанных с противостоянием Израиля и ХАМАСа и даже Израиля с палестинцами в целом. Основной механизм вспыхнувшей войны спрятан глубже – в смертельном противостоянии официальной палестинской власти, представленной движением ФАТХ, под управлением которого находится территория Иудеи и Самарии, и террористической организации ХАМАС, правящей в секторе Газы. Между ними идет жестокая и непримиримая борьба за палестинскую улицу и международное финансирование. Но открыто воевать друг с другом они не могут, дабы не лишиться отчасти первого и точно второго. Поэтому выясняют отношения, воюя исключительно с Израилем. Палестинская администрация главы ФАТХа Махмуда Аббаса, пользуясь своим официальным статусом – дипломатическими, юридическими и пропагандистскими методами. А ХАМАС – тем, чем располагает он - боевиками и ракетами.
Почему вспыхнуло именно сейчас? Триггером послужила отмена выборов в Палестинской автономии. Их не было 15 лет. Махмуд Аббас откладывал выборы под разными предлогами, так как не сомневался, что на них победит ХАМАС, а тут вдруг объявил, что проведет – в июле. Это был не более чем трюк. Проводить выборы, на которых заведомо проиграешь, да еще и отдашь власть своим врагам – не по-восточному, так что никто этого делать не собирался. Но перед лицом новой американской администрации, которая собирается возобновить финансирование ПА, прекращенное Трампом, 85-летний Махмуд Аббас нуждается в подтверждении своей легитимации, истекшей десять с лишним лет назад. Так что следовало позаботиться о том, чтобы назначить новые выборы, а затем – чтобы они сорвались. Естественно, не по его вине, а из-за Израиля. Тут тоже способ испытанный. Надо ввести такое условие проведения выборов, на которое Израиль не сможет пойти. И это условие известно: участки для голосования в Восточном Иерусалиме, который израильтяне по праву считают частью своей столицы. Кто ж разрешит в столице своего государства проводить выборы чужой политической структуры? Естественно, израильские власти ответили отказом. То, что и ожидалось: без Восточного Иерусалима Аббас отказался проводить выборы. И виноват в их отмене оказался Израиль, а не гарантия победы на них ХАМАСа.
Враждебный ХАМАС принял точный пас Аббаса и разыграл его на своем поле. Проклятый Израиль, помешав проведению выборов, лишил нас заслуженной победы на них – не забудем, не простим! Но воевать из-за отмены выборов нельзя. Нужен другой предлог. И он всегда есть – защита мечети Аль-Акса. Она расположена на Храмовой горе в Иерусалиме, однако в палестинском нарративе Аль-Аксой называют всю Храмовую гору. И все палестино-израильские столкновения последние двадцать лет проходили под предлогом защиты мечети Аль-Акса - на которую никто не посягает - от посягательств израильтян.
Методы разжигания огня тоже опробованы, проверены и повторяются раз за разом. Когда назревает конфликт, молодые мусульмане начинают с Храмовой горы сбрасывать камни на молящихся евреев у Стены плача. Полицейские поднимаются на гору, чтобы навести порядок. Молодежь забрасывает их камнями и «коктейлями Молотова», отступая с боями, прячется в мечети. Полиция блокирует мечеть – и надо защищать Аль-Аксу от оккупантов. Весь мир с тревогой следит за конфронтацией в святыне ислама, нарушением права мусульман на отправление религиозного культа. Каждый уважающий себя лидер считает своим долгом высказаться.
Тут уже не до отмененных выборов. Однако ХАМАС в преддверии возобновления финансовых потоков нашел способ доказать, что именно он является главным представителем палестинского народа. Лидеры ХАМАСа заявили, что не потерпят преследования мусульман в святом городе Иерусалиме, и если Израиль не одумается, ему придется заплатить высокую цену. В подтверждении этих слов на израильскую территорию полетели отдельные ракеты и возобновился террор приграничных территорий воздушными шарами-поджигателями.
Однако это было только начало. 10 мая, когда израильтяне отмечали День Иерусалима, ХАМАС предъявил Израилю официальный ультиматум.
В нем говорилось, что если до 18:00 (то есть через два часа) израильские власти не выведут полицейские силы с Храмовой горы и районов Восточного Иерусалима, не отпустят задержанных в беспорядках последних дней и не отменят ограничительные меры, ХАМАС начнет боевые действия. Конечно (как и с выборными участками), это было явно невыполнимое условие, на что и было рассчитано. И в шесть с минутами на Иерусалим полетели ракеты. Основной удар – сотни ракет – пришелся, как обычно на южные города и поселки, находящиеся ближе к сектору Газы. Как сообщает пресс-служба армии, около трети ракет не долетает до границ Израиля, падают в самом секторе, от них пострадали жители анклава, 90% тех, что долетают, сбивает система ПВО «Железный купол».
Конечно, ХАМАС не надеется выиграть войну с Израилем, которую он впервые публично и заранее объявил. Он воюет за другое – за первенство в палестинском обществе, за свою долю во власти и свои права в получении и главное – распределении финансовых потоков, которые возобновятся из США и продолжатся из Европы и богатых арабских стран. Не суждено вырвать у ФАТХа первенство на выборах – вырвет показательной войной. Момент для нее исключительно удобный.
В Израиле - политический кризис, нет постоянного правительства, так что вероятность широкомасштабной войсковой операции почти нулевая. Бомбежки можно пережить – чем больше разрушения, тем больше денег дадут (а теперь уже точно дадут – Трампа нет) на восстановление, будет чем поживиться. В Израиле и раньше не решались покончить с режимом ХАМАСа в Газе, а теперь – тем более. Новая американская администрация приструнит израильтян, как только окажется достаточное количество жертв среди мирных жителей, а уж это ХАМАС обеспечит. Так что ситуация кругом выигрышная – для верхушки ХАМАСа. А на людей, в том числе и собственных, жителей Газы, им глубоко плевать.
Как вот только жить с этой звериной логикой на израильском Юге, где на то, чтобы добежать и донести детей до убежища есть только несколько секунд? Юрий Каннер
Скатертью дорога
Конгрессвумен от Вайоминга Лиз Чейни лишилась должности председателя республиканской конференции в Конгрессе. Она буквально за пару месяцев проиграла в ею же начатой схватке за контроль над “партией слонов” после отставки Трампа. Эта конференция - главный “кокус” республиканцев, где принимаются все ключевые внутрипартийные решения. И пост председателя де-факто означает нахождение на самом верху партийной иерархии. Чейни была третьим человеком в этой иерархии - но теперь осталась ни с чем.
Вообще, сам факт её нахождения на такой должности по-своему удивителен. Всё-таки она политик-неофит, избранный в Конгресс лишь в 2014. Но у Чейни была “правильная” фамилия, и ей помог гендерный фактор. Её буквально продвинули благодаря семейным связям и по нужной “квоте”.
В начале этого года Чейни поддержала импичмент Трампа, а затем разразилась серией публикаций о том, как республиканцам нужно отбросить его наследие и двигаться куда-то в другую сторону. Подобная точка зрения не особенно популярна в стане партии, которая продолжает поддерживать идеи Трампа. И любые альтернативы его популистской революции - например, возврат к неоконсерватизму эпохи Буша-младшего - не видятся особенно перспективными.
В 2008 году, на излёте президентства Буша, рейтинг Дика Чейни, отца Лиз, составлял лишь считанные 13%. Республиканцы тогда окончательно отвергли идеологию неоконов, которая показала полную несостоятельность за годы бесконечных войн и попыток “нацбилдинга” на Ближнем Востоке.
Любопытно, что Трамп, даже будучи на пенсии, смог покончить с ещё одной политической династией Америки. В его коллекции уже имеются скальпы Хиллари Клинтон и Джеба Буша. Нынче пришла пора и Лиз Чейни, чей аппаратный проигрыш закрыл последнюю главу в книге о неоконах. Но и в статусе рядовой конгрессвумен её не оставят проблемы. В родном Вайоминге большинство избирателей негативно относится к Чейни, и её могут запросто прокатить в 2022 году.
На следующих выборах республиканцы надеются взять большинство в Палате представителей и обновить партию на праймериз. Нынешний эпизод с уходом Чейни укладывается в общую канву “самоочищения” республиканцев от клановых аппаратчиков в пользу свежих лиц.
Военная элита идёт в политику
120 отставных американских генералов и адмиралов обратились с открытым письмом к политическому классу США и администрации Байдена. Они объявили о кризисе американской государственности, который угрожает самому существованию их нации. Подобное письмо стало фактической копией недавнего обращения французских военных к Макрону. Французские генералы предупредили политиков о том, что распространение радикального исламизма, “критической расовой теории” и повестки BLM ведёт прямиком к гражданской войне. И в таком случае именно армии придётся встать на защиту целостности общества и цивилизационных ценностей французской нации. Письмо военных вызвало целый переполох в Париже. К нему присоединились десятки тысяч рядовых и офицеров. А по опросам 58% французов согласны с оценкой своих военных: страна находится на грани социетального распада.
В свою очередь американские военные обвиняют Байдена в диктаторских замашках и атаке на конституцию США. Он пытается управлять страной в обход Конгресса, выпуская ворох указов. Усиливается цензура в онлайн-сфере. Нацгвардия используется как личная охрана демократов в Вашингтоне. Идут попытки навязать всей Америке массовое “почтовое голосование”. Тем временем “критическая расовая теория” и идеология политкорректности развращают американские институты. Господствует избирательное правосудие - протестующих на Капитолии держат в одиночных камерах, пока погромщиков из “антифа” выпускают на свободу даже без залога.
Недавно в Пентагоне уже состоялись панические слушания о том, как рядовой состав не воспринимает прогрессивную повесточку. И высмеивает курсы либеральной политинформации, которые вводятся в армии США. Такие же настроения доминируют и среди военной элиты. Сегодня армия остаётся одним из немногих учреждений, которым доверяет общество. Пока кризис институтов усугубляется, а недоверие к политическим элитам растёт, у военных появляется всё больше мотивации самим начать определять будущее западных стран.
Малек Дудаков