Philadelphia New Jersey Baltimore Washington, D.C.
Vital Connections.Inc
215-354-0844
Vc.inc@aol.com
1051 County Line Rd., Unit 112, Huntingdon Valley, PA 19006

Виталий Рахман

Гармония с окружающим миром

"Чтобы найти гармонию с окружающим миром, попробуй обрести мир в себе".

Мне казалось, что я уже это где-то слышал, думал я, улетая из страны обетованной. Это мой четвертый визит в Израиль на протяжении 30-летнего проживания в US. О чем говорить – конечно, о переменах, и они потрясающие, особенно во внешнем облике страны. Бесконечные перестройки. Малоэтажные дома растут, как грибы после дождя. Паутина прекрасных дорог опоясывают эту компактную страну. Постоянно улучшается уровень жизни, качество и разнообразие продуктов питания и бытовых товаров, огромные современные молы  со всеми знаменитыми фирмами мира. Солнце, свежий воздух и близость моря отражается на красивых лицах людей, населяющих эту страну. Трудолюбие налицо, ум – историческая закономерность, смелость и преданность родине, военное могущество – изучаются во многих военных академиях разных стран.

Так что же мешает этой чудесной земле обрести покой?

Проблем много, все не перечислишь, но главная, на мой взгляд – это полное нежелание найти мир в себе. Вернее – желание есть, но его имплементация носит весьма неубедительный характер.

Начнем с простого обозрения, вписывающегося в рамки известного анекдота: на одном перекрестке, как минимум 3 синагоги. Бесконечное расслоение толкований иудаизма, неприятие атеизма и их последователей верующими. Циничное отношение безбожников к верующим, особенно к ортодоксам. Соответственно – бесконечное расслоение на различные политические фракции с сложными шахматными вариантами выигрывания выгодных позиций и протекционизмом, который очень часто принимает координированный характер. И все же, в свете последней вспышки, носящей расовый оттенок в ашкеназийской школе г. Эмануэла, мне хочется рассказать о человеке, который решил насадить дерево терпимости перед зданием своей школы, директором которой он является. Заране прошу не принять меня за ультра-левого, просто это событие реально произошло со мной в мою последнюю поездку, когда, отогревшись на пляже Ашкелона на следующий день после высадки десанта на турецкий корабль, под тревожные звонки моих американских друзей, а Ашкелон находится на расстоянии плевка от Газы, и надо сказать, оттуда уже плевали ракетами во дворы этого прекрасного городка, я поехал к своему другу в Хайеру, и он решил прокатить меня в нееврейский город Шфарам, там у него живет его приятель – друз – инвалид армии Израиля, которого мой друг, будучи тренером сборной Израиля по бандминтону, регулярно тренирует.

Поездка была крайне интересная: мне повезло заглянуть туда, куда я сам бы никогда не рискнул. В этом городе живут друзы, арабы-христиане, арабы-мусульмане и бедуины.

Принимали меня с восточным гостеприимством в красивом железобетонном доме, отделанном, как принято отделывать виллы в Bucks County, с видом на красивую долину.

Ближайший родственник хозяина оказался директором той самой школы, о которой я хочу рассказать, тем более, что тема школьной толерантности всколыхнула весь Израиль и перекинулась за океан, где имеется своя зубная боль, но все же, когда еще раз выявляется наличие сегрегации по цвету кожи в отношении евреев из Эфиопии, Индии и других стран Африки, имевших меньше доступа к образованию и социальным амбициям, рассказ о курде – директоре школы в Шфараме актуален. Итак, Шфарам – поселение, существовавшее еще с античных времен, с многочисленным наслоением культур – от Ханаанской, до римской, греческой, мусульманской и еврейской – в Талмуде есть упоминание о Шфараме, как о месте, гдезаседал еврейский Синхедрин – суд. О нем упоминается, как о поселении, восставшем против римлян. Его реконструировали крестоносцы Атоманские правители. В Шфараме рядом стоят мечеть и церковь, и недалеко расположена синагога, отстроенная в 18 веке, но с 1920 года еврейская община исчезла, но синагогу поддерживают в хорошем состоянии и охраняют от вандализма, особенно после террористического акта, когда город получил трагическую известность.

Как я говорил, встретили меня в Шфараме по всем правилам восточного гостеприимства. Мне показали мечеть, церковь и синагогу, а потом директор школы ------- повез меня в свое детище. Школа представляет собой современное здание с ухоженным двором, где посажено дерево терпения. Как объяснил мне директор, о мире все говорят, но до дела у многих не доходят руки. А он – коренной житель Шфарама, его семья жила здесь веками. Знает и глубоко понимает местные обычаи. Его главный принцип: любовь к ближнему и уважение к традиции. Его задача – воспитать достойных людей, которые могут сосуществовать друг с другом, решать конфликты мирным путем, не допуская экстремизма.

В этой школе практически нет преступности. Высокий уровень академической успеваемости, и многие ученики продолжают свое образование после окончания школы.

Я понимаю, что это – эксперимент, жизнеспособность которого может быть подтверждена опытным путем и в разных "климатических" условиях, но передо мной был живой человек, одержимый идеей человеческой гуманности, который реализует эту идею, прилагая титанические усилия и любовь.

Когда всего лишь за 10 часов перелетаешь из Америки в Израиль, невольно задумываешься о том, как сжимается пространство, в котором мы живем, что шарик наш становится все меньше и меньше, а опасность нарушить его среду обитания становится все реальней, и, если отнять у людей надежду и веру в основной принцип сосуществования: "Люби соседа своего, как себя самого, и если не я, то кто?", то жизнь ускользает в беспросветную тьму злого начала.

  

Ваши комментарии