Philadelphia New Jersey Baltimore Washington, D.C.
Vital Connections.Inc
215-354-0844
Vc.inc@aol.com
1051 County Line Rd., Unit 112, Huntingdon Valley, PA 19006

Вечное возвращение Ницше в Россию

15 октября - 175 лет со дня рождения немецкого мыслителя Фридриха Ницше. Он и в истории России сыграл выдающуюся и неоднозначную роль. Об этом - писатель Виктор Ерофеев.

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше прожил всю жизнь в XIX веке (1844-1900), но его философии суждено жить гораздо дольше. Она стала законодательницей многих философских школ: от русских экзистенциальных философов Бердяева и Шестова через Хайдеггера (Martin Heidegger) и Ясперса (Karl Theodor Jaspers) вплоть до французских структуралистов. Влияние Ницше не ослабевает и сегодня, и здесь его значение можно сравнить со значением философского творчества Платона или Канта.

Ницше взорвал философские устои современной ему Европы, и по силе взрыва ему, пожалуй, нет равных. Он освободил мысль от многих религиозных, социальных, гуманистических условностей и иллюзий предшествующей культуры, которые, как он считал, заслоняли реальную жизнь человека настойчивыми заботами о моральной и метафизической пользе.

Не удивительно, что именно в России, где политическая мысль царской эпохи (и - далее везде, вплоть до сегодня) запуталась в своих противоречиях, Ницше пришелся по душе основным протестным философам, начиная с Владимира Соловьева и Мережковского. Он явился в Россию своими книгами, прежде всего, как свободный философ, имеющий право не только судить абстрактные категории идеологических доктрин. Он сумел создать собственную "философию жизни", основанную на тайных и явных стремлениях (таких, как воля к власти), эмоциях (не только "добрых", но и жестоких), иррациональных порывах, наконец, на цикличной матрице (тема "вечного возвращения") конкретного индивида.

Ницше увлек в начале Серебряного века почти всех его создателей. Русский символизм попал под влияние ницшеанской темы сверхчеловека, которая всегда была близка русской культуре, искавшей "нового человека", освобожденного от социального рабства.

Ницше стали поклоняться и бывшие легальные марксисты, тот же Бердяев, Струве и, наконец, наиболее верный ученик немецкого философа Лев Шестов (тоже в ранней молодости марксист). Его книги "Толстой и Ницше", "Достоевский и Ницше" явились своеобразным мостом между философией автора "Так говорил Заратустра" и русской литературой. Это было тем более естественно, что сам Ницше признавался в любви к Достоевскому.

Но если Достоевский покорил Ницше своим анализом человеческой души и показал ее взаимоисключающие свойства, то Лу Андреас-Саломе , дочь немецкого генерала, родившаяся и выросшая в Санкт-Петербурге, стала главной любовью жизни немецкого мыслителя и наиболее тонким (он так сам считал) его ценителем. Ницше уже было собрался жениться на Лу, однако его ревнивая сестра разрушила эти планы. Впоследствии она совершила еще более жестокую по отношению к брату вещь. Став обладательницей его наследия и его литературной душеприказчицей, она извратила смысл философии брата, подтасовав и представив ее как предтечу национал-социалистической идеологии, на что повелся Гитлер , который трижды посетил Элизабет Ферстер-Ницше в ее музее.

Уже в начале 1930-х годов Элизабет примкнула к Национал-социалистической рабочей партии Гитлера, и примерно в то же время Горький стал отзываться о Ницше как о предтечи нацизма. Но что касается Горького, то его творческие отношения с Ницше в течение жизни были далеко не однозначны. Молодой Горький вместе с Луначарским и Богдановым создали странную марксистскую концепцию богостроительства (ее ненавидел Ленин), в которой главную роль играла свободная творческая личность, похожая в чем-то на сверхчеловека Ницше. Если внимательно перечитать "Песню о Буревестнике", да и "Песню о Соколе", то там мы найдем интонации поэтического слога философии Ницше. А сам Горький с годами невероятным образом стал внешне похож на Ницше: просто одно лицо.

Жестокие выпады Горького против Ницше начисто закрыли немецкого философа от советского читателя. Но в частных библиотеках книги Ницше сохранились, хотя во время обысков их порой изымали. Хорошо помню, как 16-летним юношей я нашел в одной домашней ленинградской библиотеке и за одну ночь проглотил "Заратустру". Эта книга была как глоток свежего воздуха. Это ощущение осталось до сих пор.

С началом перестройки Ницше вернулся в Россию: и как богоборец, и как предтеча экзистенциализма, и как критик Запада. Он по-прежнему вызывает яростные споры. И так, думаю, будет всегда.

Этот комментарий выражает личное мнение автора.

Ваши комментарии